Если коротко, кайдзен-это философия, основанная на ежедневном улучшении.
Особенности:
- Кайдзен-это что-то небольшое. Не глобальные перемены, это изменения понемногу. Изменения идут маленькими шагами.
- Сейчас кайдзен внедряют Аэрофлот, Сбербанк.
- Изменения происходят в пределах возможного, это не финансовые затраты, это использование своих знаний.
- Важное понятие «муда»-ненужность. Цель-убрать всё ненужное в деятельности, что не даёт добавленной стоимости.
- Важен контроль качества не на выходе, а на каждом этапе.
- Самое сложное в кайдзен-сопротивление сотрудников, никто не хочет менять привычные устои. Удобнее менять по чуть-чуть в разных областях, тогда изменения воспринимаются не так болезненно.
- Вопросы для самопроверки: что изменить?/сократить?/расширить?/поменять местами?/поручить другим?
- Существует Daily Kaisen, повседневный кайдзен, и Targeting Kaisen, управление по целям. Так вот важнее и успешнее повседневный кайдзен.
- Важное понятие «Seiri”, порядок. От ненужного избавляются регулярно и без раздумий! Это целая культура постоянного наведения чистоты.
- Есть тенденция к совмещению должностей, то есть люди с моноспециальностью менее востребованы.
Кайдзен, как я вижу, применим, и в работе, и в семейной жизни. Чудесный опыт!